Ученики школы киберспортивных комментаторов, организованной Белорусской ассоциацией компьютерного спорта при поддержке компании A1, в минувшие выходные получили дипломы. Двухнедельный курс онлайн-занятий объединил ребят со всей страны. Но лично они встретились большой компанией только в субботу. И, несмотря на разницу в возрасте и отличия в бэкграунде, этой встречи ученикам явно не хватало. Еще до официального вручения ученики активно общались. Причем говорили, в том числе и о профессиональном – о комментировании. Обсуждали известных кастеров русскоязычных студий, делились наблюдениями об их работе и, конечно же, болтали об играх.
С приветствием к собравшимся обратился заместитель генерального директора по цифровым платформам и контенту компании А1 Антон Бладик:
“Приятно видеть, что слушателей курса становится больше. Значит, мы движемся в правильном направлении, и занятия вызывают интерес. Надеюсь, что ученики с пользой провели время. Коллеги сделали много выводов после первого курса, подкорректировали программу и постарались сделать интенсив еще более интересным. Ведь речь идет не об арифметике или какой-то фундаментальной науке, в которой все давно придумано. Мы вместе растем и развиваемся в киберспорте – сфере, которая меняется вместе с нами”.
Это был уже второй интенсив для действующих комментаторов и тех, кто хочет освоить профессию. Причем преподаватели школы помогали ученикам получить навыки работы в медийной киберспортивной сфере в более широком смысле. Стримерам, ведущим и любым другим заинтересованным в разговорных жанрах было что узнать на занятиях. Делились опытом с ребятами белорусские комментаторы Виктор Коломыткин и Константин Leniniw Сивко, ведущий Александр Сериков, режиссер трансляций Андрей Билька и актер Андрей Бибиков. Последний уже традиционно получал самые теплые отзывы и благодарности от учеников. Его уроки отметил и один из дипломированных комментаторов Андрей Кашкуревич:
“Занятия с Андреем показались мне самыми полезными. Он дал очень много информации о том, как работать с голосом. Советовал разные упражнения и за несколько занятий помог значительно улучшить речь.
Курс вообще получился очень крутым. Конечно, хотелось бы более продолжительный интенсив, но и шести двухчасовых занятий хватило, чтобы прокачаться. Я и до школы уже работал на трансляциях по CS:GO, но сейчас взглянул на профессию кастера иначе, открыл много нового. Будет что применить на практике. Главное, чтобы белорусский киберспорт развивался, увеличивалось количество турниров, а сама сфера становилась мейнстримнее и привлекала больше людей.”
Впрочем, не все слушатели курса приходили на занятия за повышением квалификации. Брестчанин Павел Щербак в мире киберспорта – новичок. И школа для него, как пошутил сам Павел, стала средством от кризиса среднего возраста:
“Услышал о школе и решил подать заявку, чтобы попробовать что-то новое. Я работаю ведущим на свадьбах и с киберспортом едва знаком. Но люблю футбол. Поэтому записал отрывок с комментированием матча по FIFA и оказался среди ребят, чему очень рад. Это крутой опыт, который, кто знает, может повлиять и на мое будущее”.
Будущее есть и у самой школы. По крайней мере, об этом говорят спрос на обучение и развивающийся киберспортивный рынок. Количество турниров в Беларуси в последние годы выросло в разы. Появляются новые дисциплины, а на хорошо знакомые всем игры организаторы ивентов пытаются смотреть под другим углом. Прямо сейчас Белорусская ассоциация компьютерного спорта параллельно проводит сразу три турнира – Crazy Mobile, Fight Club и Retro Cup, в которых участвуют любители более десяти дисциплин. И речь только о декабре. Возможность применить знания и таланты для комментаторов точно есть. Впрочем, школа – это не билет в безоблачное киберспортивное будущее, а, скорее, шанс стать лучше в любимом деле и расширить привычные горизонты.
А расширять их в киберспорте, маринующемся уже многие годы в собственном соку, просто обязательно. Комментаторам (и речь о всем русскоязычном сегменте) есть куда расти и что перенимать из других сфер. Ведь именно голоса на трансляциях и их профессионализм помогают компьютерному спорту расти, открывая двери для новых зрителей, потенциальных спонсоров и партнеров.